Подготовка автопарка к зиме, или На что обратить внимание до наступления холодов
Современные реалии таковы, что грузовик нельзя просто поставить в теплый гараж на зиму. Машины такого типа используются постоянно, независимо от времени года. Но на скользких дорогах в декабре-феврале важно обеспечить безопасность своему водителю, грузу и другим участникам движения. Именно поэтому не стоит пренебрегать проверкой и подготовкой подвижного состава своей транспортной компании к зиме.
- Замена резины
Резину полуприцепа, так же, как и самого тягача, стараются заменить перед зимним периодом, хотя известные марки грузовых шин являются всесезонными и позволяют обеспечить максимальное сцепление с дорогой даже на скользких трассах. Резину не меняют, если она в хорошем состоянии, не повреждена и протектор не стерт.
Важно! Ни в коем случае нельзя использовать старые, изношенные покрышки.
Состояние шин очень сильно влияет на устойчивость фуры и ее управляемость. При плохом сцеплении с дорогой весь автопоезд начинает вилять, не слушается руля, не сможет своевременно затормозить. Именно поэтому важно убедиться, что:
- протектор покрышек не изношен;
- имеются специальные цепи противоскольжения (нужны обязательно, если планируется рейс в горы). Желательно, чтобы цепи всегда были в машине зимой;
- во всех шинах сохраняется хороший уровень давления.
- Проверка аккумуляторов
Каждый перевозчик знает, что зимой нагрузка на аккумулятор увеличивается в разы. Это связано с повышенным расходом заряда при запуске мотора с густым холодным маслом, а также возросшим энергопотреблением со стороны дальнобойщика. Перед зимой АКБ рекомендуется осмотреть и заменить, если обнаружены подтеки или окислы. После этого нужно:
- полностью зарядить аккумулятор;
- проверить плотность электролита (должна быть не менее 1,18 г/см³).
- утеплить моторный отсек с помощью термокейса, шубы или электрического нагревателя.
Чтобы исключить ситуацию, когда в минус 20–30 градусов двигатель может не завестись, следует заменить моторное масло для грузовика на зимнее, рекомендованное заводом изготовителем фуры, типа SAE 10W и SAE 5W. А точнее – моторные масла для грузовиков типа SAE 10w-30/10w-40 и SAE 5w-30/5w-40. Зимой в некоторых регионах с очень низкими температурами можно вообще перейти на моторные масла SAE 0w-30, 0w-40.
- Подготовка пневматической системы, гидравлики
Даже летом конденсат в пневматической системе может создать немало проблем. Зимой он вообще может замерзнуть в критических местах вроде обратного клапана, ресивера или датчика давления. Чтобы избежать данной проблемы, во время подготовки грузовой машины к зиме нужно регулярно удалять влагу из ресивера. Делать это лучше несколько раз в год, а именно в межсезонье.
- Настройка автоматического скапывания влаги из влагоуловителя
Гидравлика является комплексом деталей, и при поломке одного из элементов из строя выходят все и сразу. Именно поэтому на тягаче нужно проверить пневматическую систему, коробку отбора мощности, гидронасос, бак, гидрораспределитель, шланги и рукава высокого давления. Кроме того, эксперты рекомендуют перед холодами добавить в ресивер 100 мл пневмоантифриза.
- Проверка тормозной системы
От того, насколько стабильно работает тормозная система, зависит жизнь водителя и безопасность груза. Поэтому не стоит пренебрегать предварительной проверкой всех элементов системы. Если рейсы дальние – то перед каждой поездкой. В холодное время года лучше использовать полуприцепы с дополнительными тормозами, ведь остановить прицеп на заснеженной или заледеневшей трассе очень проблематично.
Даже при самых незначительных проблемах с тормозной системой во время подготовки автопарка к зиме их нужно обязательно устранять.
- Проверка отопительной системы
Чтобы ваш водитель в морозный день не оказался в холодной кабине, нужно тщательно проработать этот момент. Чаще всего поломки происходят из-за солевых отложений, которые могут забить печку и патрубки. Если такое случилось, их нужно почистить или заменить. Также слабым местом системы называют термостат, в котором нередко ломается клапан. Поэтому перед зимой желательно купить и установить новый термостат.
- Оценка состояния двигателя
Не менее важно при подготовке грузового автомобиля к зиме правильно оценить состояние двигателя тягача. Для этого нужно:
- залить в бак с дизелем специальный антигель (если на машине отсутствует нагреватель топлива);
- заменить моторное масло на зимние марки для грузовых автомобилей;
- вовремя перевести автопарк на хорошее зимнее топливо.
Важно! На машине желательно установить предпусковой нагреватель топлива, так как зимой риск замерзания солярки возрастает.
- Проверка дополнительных опций
Когда заканчивается сырой осенний сезон, нужно проверить состояние элементов для крепления груза, предварительно очистив их от грязи и влаги.
Оборудование, размещенное в гуське, лучше всего закрыть тентом, чтобы избежать скапливания снега и воды.
В дополнительном визуальном осмотре нуждаются система контроля нагрузок на оси и электрика. Для полуприцепов с отстегивающимся гусаком важно очистить от грязи место сцепки гуська с платформой, чтобы избежать появления наледи.
Вместо послесловия
Кроме общих поломок машины, водитель зимой сталкивается с большим количеством мелких проблем. Справиться с ними можно, если заранее запастись набором специфических инструментов. А именно:
- лопатой, ломом и топориком, которые помогут убрать снег и разбить лед;
- домкратом, тросами, паяльником и др.
- аптечкой, в которой обязательно должны быть средства от обморожения;
- огнетушителем с удобной системой пуска, подходящей для любой погоды;
В завершение стоит сказать, что регулярные осмотры фуры в разы снизят риски и гарантируют быстрое восстановление работы тягача в случае появления проблем.
Дмитрий Воронцов, генеральный директор транспортно-экспедиционного предприятия «Янстронг»
Опираясь на свой многолетний опыт, ведь в этом году «Янстронг» исполнилось 28 лет, могу сказать, что я всегда особое внимание уделяю своему подвижному составу в межсезонье. Сейчас у меня 40 тягачей с полуприцепами, и фронт работ не маленький. Но я руководствуюсь поговоркой, что скупой платит дважды, и не жалею средств на содержание своей техники в исправном состоянии.
Конечно, один из самых главных моментов – это резина, потому что зимой без хороших покрышек сложно быть уверенным в своевременной доставке грузов и безопасности водителя. Для того же нужна и проверка тормозной и отопительной систем.
Если машина везет груз в такие страны, как Австрия, Финляндия, Норвегия или Швеция, обязательно наличие цепей противоскольжения.
Но, кроме этого, я делаю упор на подготовку водительского состава к зимнему периоду. Здесь играет роль опыт дальнобойщика при работе в суровых условиях, а также понимание, что делать в тех или иных ситуациях. Ведь полностью предугадать, с чем столкнется водитель в рейсе, невозможно.
Специально для проверки грузовиков мы недалеко от Минска открыли свою станцию диагностики «Гостехосмотр Смолевичи 247» (ул. Торговая 10, Смолевичи). Здесь фуры «Янстронга» проходят проверки примерно раз в квартал, но иногда и чаще. Зависит от того, где была машина. Сама проверка занимает не больше часа, дает гарантию, что с тормозами, ходовой, электрикой все в порядке. Причем услугами нашей станции диагностики может воспользоваться любой грузоперевозчик, независимо от страны регистрации.
Автопарк всегда нужно держать в боевой готовности, потому что неизвестно, куда пойдет машина. Сегодня, например, она поехала в Москву, а завтра уже нужно везти груз в Хабаровск или Улан-Батор. Поэтому любой автомобиль «Янстронга» в любое время года готов везти груз от Мадрида до Владивостока. И я всегда придерживаюсь этого принципа.