6 октября 2022, Четверг
На сайт E100

Поделиться статьей

18 февраля 2022 г.

Нарушение весогабаритных норм в России

Изображение: t-magazine.ru

Ухудшение состояния российских дорог часто связывают с перегрузкой коммерческих фур. Грузовики нарушают нормы осевой нагрузки при неправильном размещении ящиков и поддонов с оборудованием, строительными материалами и т. д. Кроме того, перегруженный автомобиль увеличивает риск ДТП, особенно на скользкой дороге.

В связи с этим правилами дорожного движения (ПДД) установлены предельные нормы весовых нагрузок. Их несоблюдение влечет административное наказание.

Основные правила перевозки грузов


Разные виды транспортных средств (ТС) имеют разную грузоподъемность. Ее предельно допустимые нормы будут указаны в индивидуальном паспорте транспортного средства (ПТС). Превышение этих показателей недопустимо.

Масса транспортируемого груза прописывается в товарно-транспортной накладной. Погрузка выполняется в присутствии уполномоченного сотрудника компании-перевозчика (специального работника или водителя).

Допускается увеличение предельного веса, перевозимого конкретным ТС. В этом случае необходимо:

• оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки и утвердить маршрут следования;
• оплатить компенсацию за потенциальный ущерб дорожному полотну.

Нормы загрузки

Штраф за перегруз выписывает сотрудник ГИБДД при нарушении норм загрузки по осям. Как уже говорилось, грузоподъемность транспорта указана в техпаспорте. Грузоподъемность по осям (Го) можно примерно рассчитать по формуле:

Го = (Ма + Мг) / N

где:
Ма – масса ТС (указана в ПТС);
Мг – масса груза (указана в транспортной накладной). При этом важно, чтобы значение показателя не превышало максимальную грузоподъемность транспортного средства, прописанную в ПТС;
N – количество осей конкретного авто.

В современных машинах этот показатель выводится автоматически на экран бортового компьютера.

Допустимая нагрузка на ось

Этот показатель зависит от качества дорожного полотна. Для федеральных трасс это может быть 6, 10, 11,5 и более тонн. Таблица с допустимыми нагрузкам по осям содержится в приложении к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

В период весенних ограничений осевые нагрузки на региональных дорогах снижаются, поэтому владельцам грузовиков необходимо следить за информацией о сроках и условиях закрытия дорог.

Что считается нарушением

«Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства <...> с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении». (формулировка из статьи 12.21.1 КоАП РФ)

То есть штраф за перегруз можно получить как за общее превышение допустимого веса ТС, так и за превышение максимально допустимых осевых нагрузок.

Размеры штрафов при перегрузе

Размеры штрафов определяет статья 12.21.1 КоАП.

• За превышение допустимой массы менее чем на 2% штраф не взимается.

• За превышение допустимой массы на 2 – 10% водителя оштрафуют на 1 – 1,5 тысячи рублей, должностное лицо – на 10 – 15 тысяч, юридическое лицо – на 100 – 150 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 150 тысяч рублей получит владелец ТС.

• За превышение допустимой массы на 10 – 20% водителя оштрафуют на 3 – 4 тысячи рублей, должностное лицо – на 25 – 30 тысяч, юридическое лицо – на 250 – 300 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 300 тысяч рублей придет владельцу ТС.

• За превышение допустимой массы на 20 – 50% водителя оштрафуют на 5 – 10 тысяч рублей, должностное лицо – на 35 – 40 тысяч, юридическое лицо – на 350 – 400 тысяч. Если нарушение зафиксирует АПВГК, штраф в фиксированном размере 400 тысяч рублей получит владелец ТС.

Несправедливые штрафы за перегруз

Штраф за перегруз грузового автомобиля может быть выписан на стационарном посту весового контроля или на автоматическом пункте весогабаритного контроля (АПВГК). В последнем случае перегруз определяет техника. Грузовик проезжает через весы, а его номер фиксирует фотокамера. В случае нарушения собственник машины получит штраф. Однако техника может дать сбой. И нередки случаи, когда штраф за перегруз выписан несправедливо. На это влияет множество факторов: неполадки в работе оборудования или неправильная установка дорожных весов.

Можно ли оспорить несправедливые штрафы?

Штрафы за перегруз, выписанные на АПВГК, оспорить непросто. Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие, что при загрузке вес не превышал допустимый, а в процессе перевозки кузов никто не открывал. Подойдут показания сертифицированных весов, расположенных на месте погрузки. В качестве косвенного доказательства – прохождение других АПВГК. К сожалению, ни один из этих способов не может гарантировать, что суд примет сторону перевозчика и отменит штраф.

В некоторых случаях «помогают» ошибки, допущенные сотрудниками контролирующих органов. Известны случаи, когда штрафы за перегруз признавались несправедливыми и успешно оспаривались из-за:

• неправильно составленного протокола об административном правонарушении;
• отсутствия сертификатов на оборудование для взвешивания.

Если грузовик находится в аренде, наказание за перегруз все равно будет нести его владелец. Но оспорить такой штраф будет сравнительно нетрудно. Согласно второму пункту статьи 2.6.1 КоАП, владельцы транспорта освобождаются от ответственности за нарушения, совершенные арендаторами ТС. Поэтому в такой ситуации важно вовремя оспорить постановление о штрафе, чтобы избежать наказания.

Сами по себе штрафы за перегруз выполняют нужную функцию: они предостерегают перевозчиков от нарушений, сохраняя дорожное полотно и делая движение безопаснее. К сожалению, штрафы, которые выписывают автоматические пункты весогабаритного контроля, нередко бывают несправедливыми. И для их отмены перевозчик зачастую тратит огромное количество времени и сил. К сожалению, говорить о том, что за последние годы ситуация хоть как-то изменилась, нельзя. Более того, недавно в правительстве было принято решение об увеличении общего числа АПВГК до 1 000.

По материалам ati.su и других интернет-источников

Поделиться

Другие статьи

5 октября 2022 г.

Россия и Беларусь начнут совместно контролировать таможенные операции

В среду 5 октября вступил в силу закон № 367-ФЗ, который ратифицировал Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства и сотрудничестве в таможенной сфере.

Популярные статьи